Самостоятельность, внимание, школа…

Продолжу мысли о прочитанном, перемешанные с собственным опытом. Как известно, самое важное для молодых людей с аутизмом — это достижение максимально возможного уровня самостоятельности. Требования к подросткам возрастают. Они должны самостоятельно содержать свою комнату в чистоте, следить за личной гигиеной, за выполнением своих обязательств, приготовлением домашних заданий. В средней школе объем работы у учеников значительно увеличивается, появляется больше параллельных задач.

Обучение становится более насыщенным, получив задание, необходимо определить, какие материалы понадобятся для работы над ним, какие инструменты и книги. Приходится останавливаться, чтобы попросить помощи или получить новую информацию. Например, найти нужную таблицу с данными или спросить учителя о дополнительной инструкции. Такое постоянное переключение требует очень сильного уровня внимания. И именно дефициты внимания часто ответственны за то, что у ученика не получается полностью самостоятельно выполнять какую — либо деятельность с начала и до конца.

У школьников с РАС часто наблюдаются следующие дефициты в сфере внимания:

— сложно выполнить задание из двух и более операций,

— сложно поддерживать порядок в своей комнате,

— подросток часто забывает, что нужно сказать или сделать,

— он часто прерывается, когда выполняет задание,

— делает задание слишком долго (в сравнении с объективными характеристиками)

— переключается на вспомогательную деятельность, не относящуюся к заданию и не возвращается обратно,

— забывает инструкцию которую дали ему взрослые

— не удерживается на предложенной теме беседы во время разговора или обсуждения,

— после легкого отвлечения, вопроса, не может вернуться назад к теме работы или беседы,

— не может делать параллельно две задачи даже такие простые, как идти и разговаривать.

Развитие навыков внимания начинается с младенчества. Ребенок обращает внимание на стимулы в окружающей среде, направляет свой взгляд на мать и ищет ее глазами, когда слышит звуки ее голоса в комнате. Также в раннем возрасте после года начинают формироваться навыки разделенного внимания, когда увидев привлекательный предмет, ребенок переводит взгляд на значимого взрослого, а потом вновь на предмет. Например, впервые увидев собаку, малыш устремляет свой взгляд на мать, а потом вновь переключается на собаку.

Развитие навыков внимания может существенно повысить навыки самостоятельности в рамках учебной деятельности, например, при выполнении домашних заданий.

Приступая к подобным работам, важно убедиться что – то начальные навыки внимания уже сформированы: Ребенок отслеживает глазами предмет, оборачивается на звуки, следит за действиями взрослого, отличает важное от неважного, выполняет простые инструкции не отвлекаясь и другое.

Если наша цель-научить подростка самостоятельно делать домашние задания, важно выбрать именно то, что у него по содержанию не вызывает сложностей, то, что он умеет хорошо делать. Будем учить двум разным навыкам, делать что – то, не прерываясь, а потом выполнять подряд несколько заданий по цепочке с небольшими перерывами.

Для начала обустроим рабочее место. Пусть там не будет того, что отвлекает, будет в меру удобные кресло и стол, правильный свет, пуст никто рядом не смотрит телевизор и не говорит по телефону.Процедура: определим целевое поведение, например, будет самостоятельно делать задание по математике.Соберем данные о том, как дело обстоит прямо сейчас. В течение какого времени ребенок может самостоятельно выполнять задание. Установим начальный критерий: пусть начальный критерий почти не отличается от тех данных, что вы получили во время наблюдения.

Обращайте внимание на то, что дети, обучающиеся в старшей школе, могут находиться в режиме постоянной работы час или даже полтора без перерыва, а дети более младшего возраста 40 минут и младше 7 лет не более 20 минут. Итак, критерий должен быть такой, какого легко достигнуть. Если ученик прерывается и взрослому приходится его возвращать к деятельности, значит интервал слишком длинный. Начните с того, в котором он будет успешен, даже если это несколько секунд. Итак простейшее задание и маленький интервал.

Подсказки. Определим, что будет возвращать нашего ученика к заданию.

Визуальные опоры? Таймер? расписание? готовый алгоритм? Изменение критерия. Когда интервал будет успешно выдерживаться, можно начинать его увеличивать. Если вы будете чувствовать, что есть необходимость дать подсказку, используйте жест или укажите на инструкцию, или подвиньте или коснитесь материалов. Старайтесь не использовать слова. А когда интервал станет достаточно большим, мы можем также использовать таймер — помощник, установленный на небольшой повторяющийся интервал времени, который звуком напомнит ученику, что он сейчас занимается, и если звуковой сигнал будет совпадать с деятельностью, он может предоставить себе сам подкрепление. Мы работаем с интервалом до того времени, пока его не будет хватать на выполнение полноценного задания , так чтобы потом, после окончания работы, ученик мог переключиться на новое, сделав небольшой перерыв, упражнения для разгрузки и снятия напряжения. Также на этом этапе можно учить отвлекаться от задания (специально устраивая такие ситуации) и плавно возвращаться обратно.

При обучении полному процессу выполнения домашних заданий, мы используем метод обучения цепочка. Также обычно удобны в использовании различные варианты чек -листов и расписаний, которые визуально показывают подростку, что именно ему необходимо сделать. Удобно, если материалы к каждому предмету у нас находятся например, в отдельных папках. Так, в папке или боксе для изо могут лежать: бумага, кисти, емкости для воды, мелки, тряпочки, грунт и многое другое. В боксе для геометрии: калькулятор, линейка, транспортир, циркуль, справочник и другие необходимые вещи. ТИ потому ,ориентируясь на расписание в электронном дневнике или чек-листе, легко выбрать необходимые папки, последовательно сделать задания, получая приз после каждого и потом в конце цепочки.Читая Adel Najdowski.

Лето — время простых тренировок. Самое время заняться повышением уровня внимания, когда нет по настоящему сложных заданий.

P.S. только что закончила свежий протокол для парня, который учится самостоятельно работать над школьными заданиями и домашней рутиной. понемножку идем вперед.

Возможно, это изображение (ребенок)