Нежелательное поведение

Наличие нежелательного поведения у ребенка с РАС создает большие сложности его семье и значительно снижает качество жизни всех, кто находится рядом.Что такое нежелательное поведение? В первую очередь это то поведение, которое мешает самому ребенку успешно включаться в среду сверстников, или то, которое опасно для него или окружающих, а также то, которое мешает его жизнедеятельности Это может быть крик, плач, кусание рук и другие реакции самоповреждения, стремление повторять один и те же действия, отказ от пищи, выбрасывание предметов в окно, примеров масса.Причин у нежелательного поведения может быть много: это может быть отсутствие коммуникации, невозможность рассказать о своих нуждах, измененная сенсорная чувствительность, не выявленный болевой синдром. Желание избежать слишком большой нагрузки. А еще такое поведение может быть просто выученным при помощи длительного опыта взаимодействия c окружающими.Как будет решать эти проблемы поведенческий аналитик?Единственная возможность эффективно решить проблему – это провести качественный функциональный анализ поведения, изучить факторы, влияющие на него, после чего предложить семье пути решения.Первый шаг на пути к решению этой задачи исключить медицинские причины: боль, нехватка веществ, сенсорный дисбаланс, гормональный сбой, эпистатус и пр. Сбор данных позволяет определить необходимость обращения к врачу.Если по заключению врача все в порядке, идем дальше. Собираем данные об обстоятельствах происхождения поведения, сначала историю его возникновения и изменения с течением времени, а потом в режиме прямого наблюдения фиксируються все факторы, которые происходят до и после поведения. Часто для постановки гипотезы о причинах поведения достаточно зафиксировать 10 -12 эпизодов, а иногда это требует больше времени. Когда гипотеза сформирована, поведенческий аналитик проверяет ее и потом предлагает методы работы с поведением, предварительно оценив вместе с родителями имеющийся ресурс сил и распределив зоны ответственности (что и как должен делать каждый член семьи, чтобы все получилось).Иногда бывает так, что определить причину весьма непросто, тогда вероятно потребуется провести функциональный эксперимент в заранее подготовленных условиях. Как быстро уйдет нежелательное поведение, если методы работы выбраны верно?Стоит помнить о том, что поведение часто формируется в течение длительного времени, в особенности если поведение являеться инструментом достижения каких- либо привелегий, оно не может исчезнуть за пять минут. Возможно потребуется немало времени и усилий. Однако, чтобы все получилось, важно помнить о некоторых правилах:-все люди контактирующие с ребенком, должны придерживаться одной линии поведения. Если один взрослый ведет себя по правилам , а второй – нет, поведение не только не исчезнет, но и может стать более устойчивым и сильным.-если у нежелательного поведения функция просьбы (получение каких- то вещей и отказ от чего- либо) мы не можем его просто убирать, мы должны дать ребенку возможность реализовать потребности другим способом, например, за счет альтернативной коммуникации.- наряду с реактивными методами, мы должны использовать и про-активные. Применяйте все методы, указанные в плане.-следите за нагрузкой ребенка, он не должен быть полностью предоставлен сам себе, но и слишком большой нагрузки у него также быть не должно.-научите ребенка функционально проводить досуг, выполнять легкие и интересные задания, играть. — обязательно говорите своему поведенческому аналитику, если что- то изменилось в процессе работы.-собирайте данные — будьте готовы к тому, что поддерживать план по снижению эпизодов нежелательного поведения вам придется длительное время, потому позаботьтесь о своих ресурсах, спланируйте регулярный отдых и получение помощи.