Умение управлять собой — успех в группе

Заметка 2. Не совсем перевод, больше вариации.

Очень важная тема с точки зрения успешного взаимодействия в группе — это умение управлять собой, что подразумевает собственно целый комплекс навыков, начиная с того, что называют осознанностью , то есть умения оценивать собственные действия и корректировать их в соответствии с ситуацией и потенциальным восприятием других людей, как тех, кто находится рядом, так и более далеких.

Хотелось бы быть в идеальном мире, где подростки, демонстрирующие странное поведение, принимаются группой их сверстников естественно, без выключения их из взаимодействия, но это не так, зачастую даже в той среде, которая тщательно подготовлена.

Часто бывает, когда при начале программы обучения навыкам самооценивания, управления собой, я слышу слова, «он все равно не понимает», «это не получится», «пусть он сначала поймет, а потом будет проще», но это не всегда так, я могу сказать это по своему опыту. Начиная учить, мы формируем ту самую осознанность в процессе. Конечно у разных учеников будут разные результаты, кто – то глубоко овладеет пониманием социальных категорий, правил поведения, научится планировать свои действия, учитывая интересы других, кто – то по специальным сигнальным стимулам будет применять нужные стратегии в нужных местах и регулировать свою деятельность и действия в специальных условиях. Но несмотря на то, что у всех будет разный критерий мастерства, эти навыки необходимо развивать, так как именно они дают возможность выйти на новый уровень функционирования.

Ученик нуждается в формировании навыков управления собой, если:

— не умеет оценить свою работу, правильно или неправильно он делает, нуждается ли работа в исправлении,- слишком громко/тихо, вычурно разговаривает по сравнению со сверстниками,

— не понимает, что производит реакции мешающие другим

-причиняет себе мелкие повреждения, такие как ковыряние кожи, кусание ногтей, обрывание заусенцев,

— задает навязчивые вопросы,

— слишком импульсивно себя ведет,- излишне проявляет эмоции,

— не может остановиться, перестать что- то делать тогда, когда это необходимо,

С чего начать формирование осознанности?

С одним моим учеником мы начали с того, что составили чек — лист в котором отметили вместе его сильные и слабые стороны, то какое занятие доставляет ему удовольствие, что важно его маме и папе, чему бы хотелось научиться и многое другое. Потом наметили, какие новые навыки хочется сформировать, например, самостоятельно выполнять домашнее задание. Потом определили поведение, количество которого хочется уменьшить или убрать совсем (только в рамках фактов без осуждения и порицания) например, грызть ногти или вычурно говорить. Нашли сильные стороны и выбрали, что будет мотивировать и поощрять. Здесь важно быть аккуратными не сделать акцент на неуспехе, а направлять к желаемой цели, мотивируя, формируя желанные образы. В этом пункте, хорошо, если мы понимаем, что важно для нашего ученика, что имеет для него ценность, есть ли у него привлекательные социальные модели, как обычно он учится, когда мотивирован, какие стратегии применяет самостоятельно. Здесь как раз на этом этапе важно провести нужное тестирование, если вам это неизвестно.

Вариантов процедур может быть множество. Но будут общие пункты: Определяем итоговую цель: перестанет грызть заусенцы и кожу на пальцах рук.

1.Собираем данные: 6 раз за полчаса (не будем здесь касаться процедуры подсчета и соблюдения точности процесса уж слишком обширная тема) возможно мы соберем не только частоту, но и длительность.

2.По итогам сбора данных поставим критерий: важно помнить, что критерий должен быть таким, что его должно быть легко достигнуть – жажда двигаться дальше обычно кроется в быстром успехе.

3.Определим подкрепление. Здорово, если мы сможем спросить об этом у ученика напрямую и обсудить с ним, что будет для него предпочтительно.

4.Учим наблюдать за собой. Иногда уровень нежелательных реакций падает уже на этом этапе.

В специальном чек — листе ученик будет отмечать, если произошло целевое поведение. А учитель ставит галочку в графе «согласен» или «не согласен» в соответствии с тем, правильно ли ученик оценил происходящее с ним. И в начале критерий получения приза — это совпадение оценки происходящего у ученика и учителя. Постепенно включение взрослого становится не таким необходимым, критерий смещается, взрослый уже не присутствует.

Имея понимание цели, которой он должен достичь, ученик самостоятельно может предоставлять себе подкрепляющие стимулы (однако этому важно научить правильно, исключив получение приза в отсутствии достижения критерия).

Буквально только что, этой весной мы проводили с двумя моими учениками подобные работы. Мы смогли при помощи данных процедур убрать поведение «обрывать и обкусывать заусенцы» и сформировать навык «говорить, следя за сформированностью фразы» (полным предложением). Уровень понимания речи и происходящего у мальчиков разный, но в обоих случаях процедуры обучения самоконтролю оказались успешными.