Оппозиционно -вызывающее расстройство (ODD)

Оппозиционно -вызывающее расстройство (ODD) может быть как самостоятельным расстройством, так и наблюдаться у некоторых людей с РАС. Оно проявляется обычно к младшему школьному возрасту или в подростковом, но бывает, что и много раньше. Ребенок отказывается делать то, что просит взрослый, воспринимает любые просьбы, замечания, комментарии как попытку контроля. Предложенные призы и просто приятные последствия часто воспринимает, как попытки им манипулировать.

Спорит по любому поводу.

Обостряет отношения словно нарочно.

Легко выходит из себя и тяжело успокаивается.

Отказывается признавать вину в случаях ее явного наличия.

Злится как будто без причины.

Очень упрямится и не сдает позиций, даже когда сильно устал.

Постоянно «проверяет границы» дозволенного.

Такое состояние важно отличать от генерализованного избегания, сформированного длительной историей благоприятных для такого поведения последствий. ODD имеет другую природу и при работе с поведением в этом случае взрослому необходимо очень тщательно продумывать свои действия и быть на связи с поведенческим аналитиком.

Но тем не менее существует несколько простых рекомендаций по взаимодействию с человеком с ODD, которые доступны для использования каждому.

Если вы тьютор, терапист, сопровождающий, воспитатель или няня: Пусть у вас будет взаимодействие помимо учебной деятельности, совместное хобби или игра — стройте взаимодействие,

Давайте простые инструкции и говорите коротко,

Определяйте последствия заранее, пусть это будет визуально обозначено как -то, правила, контракт, расписания и пр,

Пусть будет возможность выбирать последствия и обсуждать их,

Никогда не обсуждайте ничего прилюдно,

Уходите (при направленной агрессии или сквернословии (если условия позволяют и сам ребенок и другие в безопасности),

При предоставлении последствий ничего не говорите,

Будьте максимально спокойны.

Что можно сказать при отказе сотрудничать?

Установите зрительный контакт:

Дай мне знать, когда ты решишь, что ты будешь делать сейчас. Время у нас есть. Хорошо, я вижу тебе сложно, есть немного времени, чтобы подумать. Выбери, сколько времени тебе нужно? (максимально столько, сколько можем дать, например 8-10минут) Отлично, хорошо, ты знаешь правила, это твой выбор, и ты знаешь к чему это приведет. Я знаю, что ты можешь сделать правильный выбор.

Как не надо делать:

Эмоционально отвечать,

Говорить, как он вас обидел, как сделал вам больно

Отвечать в ответ грубостьюСсориться на виду у кого — то

Пытаться переубеждать, приводить доводы в свою пользу

Говорить, почему нужно выполнить то, что вы просите, почему это важно, нужно полезно.

Часто самым сложным моментом для родителя является необходимость оставаться спокойным в такой ситуации. Потому при начале терапии нужно тщательно продумать, какой ресурс позволит вам это сделать. Но даже у мамы или папы не всегда получается удержаться не стоит отчаиваться, всегда есть возможность начать сначала.