Навыки решения проблем

Последний пост моего июньского марафона хотелось написать про навыки ведения беседы, мой сверх — интерес, но мысли мои одна опережают другую, потому про беседу потом (не забыть бы), а сейчас хотелось бы обсудить навыки решения проблем, такая необычайно важная сфера для подростков с РАС.

Хорошо, когда есть площадка для тренировок таких навыков в естественной среде, потому как закрепление возможно только там и нигде более, немногие ученики с РАС умеют обучаться только путем прочтения письменных алгоритмов, и даже выбор и озвучивание правильных ответов абсолютно не означают, что в естественной среде мальчик или девочка продемонстрируют то, что надо. Потому самое сложное, на мой взгляд, это организовать и обеспечить настолько частые тренировки в естественной среде, насколько это возможно, для закрепления навыков. Ну, обо всем по порядку.

Навык решения проблем – это такое комплексное сложное поведение, которое включает в себя выбор наиболее верного в сложившейся ситуации алгоритма поведения, приводящего к лучшему в данных обстоятельствах результату.

По сути это такая цепочка. Сначала надо выявить, что есть проблема, потом определить возможные варианты ее решения, опираясь на свои объективные знания и полученный опыт, далее оценить , какой будет результат после каждого возможного варианта решения, выбрать наилучший и применить.

Также нельзя забывать про настойчивость, без нее вообще никуда. Необходимость менять тактики, искать решения, пытаясь изменить ситуацию, пока проблема не будет решена. Это отдельная практика. После решения проблемы обычно происходит анализ, — насколько эффективны были действия и что можно было бы изменить в следующий раз.

Навыки решения проблем могут быть предметно — бытовыми, когда нужно решить, что сделать с банкой, которая не открывается, но очень хочется есть. Как записать важную информацию, если сломался карандаш или потеряна ручка. Также подобные проблемы могут иметь социальный характер. Это намного сложнее и требует понимания контекста ситуации и навыков перспективного мышления. Перспективное мышление предполагает рассмотрение мыслей и чувств другого человека с учетом ситуации, и возможных для него вариантов действий с позиции проблематики ситуации.

Так сначала наш ученик должен рассмотреть положение дел со своей точки зрения, осознать, что происходящее обозначает для него, а потом с точки зрения другого участника. И потом предположить, как принятое решение будет влиять на дальнейшие мысли чувства и действия всех участников. Это невероятно сложная задача для подростка с РАС.

Самый простой навык решения проблем, которому ребенка начинают учить так, рано, насколько это возможно – это просьба о помощи.У подростков, которые не владеют даже простыми навыками решения проблем бывают следующие сложности: — они не умеют просить помощи или просят ее слишком часто, — используют один и тот же способ решения проблем даже, если он не приносит никакого эффекта (других они не ищут),- вступают в конфликты с другими по любому поводу, не умеют договариваться,- настаивают на выполнении своих требований без учета чувств родственников и текущих обстоятельств,- не проявляют настойчивости при решении проблем,- делают вещи, которые сильно ущемляют интересы других людей.

Рассмотрим сегодня решение бытовых проблем.что можно делать?

1. тренировки в учебной среде при помощи готовых заданий. Это может быть текст или же заранее приготовленное видео. К каждой ситуации задается вопрос и предоставляются ответы. Ученик сначала просто выбирает то, что по его мнению наиболее подходит. (можно потом проверить сработает или нет). Количество типичных ситуаций должно быть очень большим для того, чтобы сформировалось устойчивое понимание, например, при разборе ситуации с открыванием упаковки того или иного продукта нужно проработать не менее, а лучше более 20-30 похожих ситуаций для того, чтобы сформировалась устойчивость.

2. можно использовать готовый алгоритм, вопросы подсказки, которого будут помогать в естественной ситуации подбирать верные действия.

3. формирование обучающих ситуаций в естественной среде, на мой взгляд, самый сложный этап, так как требует более тщательного планирования. Мы должны понимать, что среда для молодого человека выглядит естественной, но при этом она подготовлена нами. Работа с очень многими навыками рассыпается на этом этапе именно потому, что взрослые не планируют свои действия в этой как бы «естественной» среде, не обустраивают ситуации по формированию поведения. Но это действительно сложно, если заранее знать все подводные камни, то получится все подготовить и реализовать.

Несколько рекомендаций по работе в естественной среде:

1. все должно быть функционально связано, открывать упаковку со снеками, если не голоден здорово, но не имеет смысла.

2. инициатива в решении проблемы должна быть у ученика – это опять же упирается в функциональность, если нет понимания, зачем мне это? не будет закрепления навыка.

3. не спешите помогать, не облегчайте задачу, не будьте слишком понимающими

4. как можно скорее переводите подсказки от человека на визуальные опоры, которые удобно закрепить в среде и удалите помощь взрослого. Визуальные алгоритмы могут оставаться в среде столько, сколько необходимо, многие молодые люди будут нуждаться в их присутствии постоянно и это нормально.

5. обеспечьте достаточную частоту тренировок. 2 раза в месяц – это очень редко.

6. используйте по началу дополнительные призы, так как естественных последствий может быть недостаточно.

7. тренируйте настойчивость и в других ситуациях — это важно.