Избегание требований

Что нового? Да все как обычно.Сегодня читала про навыки обращать внимание на запросы окружающей среды у детей и о процедурах, позволяющих их сформировать. Однако написать захотелось о другом. О такой частой проблеме, с которой обращаются к поведенческому аналитику, опять же не в последнюю очередь в рамках школьной деятельности, как избегание требований.

Стоит вероятно упомянуть, что выводы о том, что перед нами избегание требований, возможно сделать лишь на основании анализа собранных данных. Избегание требований, может говорить о многом и предполагает, совершение специалистом определённых действий:

В первую очередь, определить, что установлено сотрудничество. Это означает, что ребёнок выполняет примерно 75 и более процентов обращенных к нему запросов от окружающей среды, разумеется, с учётом его возможностей на данный момент, понимания речи и обстоятельств,

-провести анализ программных целей и уровня требований, чтобы убедится, что этот самый уровень соответствует возможностям ребёнка в данный момент, что критерии не завышены и не занижены с учётом всех имеющихся обстоятельств,

-провести анализ мотивационной сферы ученика, для понимания того, насколько в принципе ему нужно делать то, чего от него хочет взрослый,

— анализ системы предоставления подкрепления, может оно слишком отсроченное по времени и требуется давать его чаще, или наоборот, у нас имеется перенасыщение подкреплением и стоит давать его реже,

-Анализ того, как технически идёт процесс обучения: инструкции, их модальность, наличие или отсутствие помощи, избыточная помощь, тип подсказки на данный момент,

-оценка уровня сформированности навыков умения учится,

— оценка наличия возможности у ученика просить помощи, говорить, что ему непонятно, просить об отдыхе. В зависимости о того, что именно вызывает и подкрепляет реакции избегания, формируется план действий.

Предположим, что мы уверены в критериях программы и сбалансировали мотивационную сферу, что дальше?

С одним из моих учеников мы начали с того, что на первое время удалили часть требований, которые сложны в выполнении, но при этом у нас нет жёстких условий, что они должны ежедневно выполняется.

Далее мы выбрали требования средней сложности, от которых можно рандомно отказываться. И ввели возможность отказаться от 2 дел в течение дня, предъявив купоны на отказ (красные карточки в нашем варианте).

Они выдавались ребёнку в начале дня и он мог отказаться от задания, предъявив их взрослому, который не возвращал их до начала следующего дня (урока в возможной вариации).

Ввели много лёгких заданий, которые удобно выполнять по инструкциям взрослого. И про думали супер призы для заданий сложных, от которых отказаться нельзя, так как они, например, обусловлены средой. Далее процедура у нас изменялась с учётом достигнутого прогресса на разных шагах. Опять же мы использовали ещё некоторые проактивные процедуры простые и всем известные такие, как расписание и предоставление выбора.

Вообще в работе с избеганием важно в начале ответить себе на вопрос имеет ли право оно существовать? Не форма поведения, а функция его в какой- то конкретной ситуации. Например, Я не могу отказаться от еды совсем, но могу и должна отказаться от еды, которая мне кажется невкусной, неприятной или опасной. Я не могу совсем перестать ходить на уроки, но могу просить помощи в приготовлении заданий, или отказаться от того, что совсем сложно или выбрать другое взамен. Об этом важно помнить, стоит ли учить выполнять абсолютно все, важно учить выбирать, это даёт чувство контроля.

Важно учить просить помощи и алгоритмам умения учиться, искать информацию использовать различные виды помощников и приспособлений для счета, например, или поисковые системы.

Важно учить отказываться от того, что по настоящему не нравится, неприятно или кажется опасным.

И главное получение новых навыков должно быть приятным процессом, связанным с получением удовольствия.