Почему ребенок не вступает в разговоры со сверстниками?

🎈Почему ребенок не вступает в разговоры со сверстниками?
🤷♀
Бывает так, что все в принципе уже становится неплохо.
Ребенок/подросток, понимает обращенную речь, умеет отвечать на вопросы, умеет задавать вопросы к фразе собеседника, умеет давать обратную связь, говорить на конкретную тему. И… все еще не вступает в свободный диалог со сверстниками, предпочитая подходить с разговорами ко взрослым.
Почему так?
Давайте разберемся.
В первую очередь, вспомним, что именно является подкреплением для навыков вести беседу в естественной среде:
— Это положительная обратная связь собеседника. Кто — то внимательно слушает тебя, не перебивая, дает договорить, мимикой и жестами сообщает, что ему интересно, задает уточняющие вопросы или делится своим сходным опытом, дает эмоциональный отклик.
А второе, получение информации по конкретной привлекательной теме, социальное любопытство, интерес к собеседнику, его личности, например.
И плюс да, получение удовольствия от взаимодействия, от обмена информацией.

📌Какие навыки точно нужно иметь:
♦️Гибкость – перестраиваться под изменение темы, в естественной среде она меняется моментально, и об этом никто не предупреждает.
♦️Погруженность в социальный контекст текущих культурных и общественных трендов, включая события, происходящие в узкой общественной группе, например, межличностные взаимоотношения учеников класса, учителей и т.д. (позволяет обсуждать текущие события, новости, смеяться над популярными мемами и пр.)
♦️Перспективное мышление – считывать знаки невербальной коммуникации, человека, говорящего с тобой, предположительно понимать его намерения, мысли, предполагаемые действия с учетом текущих событий.
♦️Понимание правил социального взаимодействия, на какие темы можно говорить, на какие- не стоит, с кем не стоит говорить о личном.
♦️Понимание речи на очень высоком уровне, которое позволяет понимать, о чем говорят другие по контексту, без уточняющих дополнительных объяснений, различные иносказания, метафоры.
♦️Высокую скорость обработки информации.
♦️Развитую бытовую и социальную логику.
Без наличия данных навыков общаться свободно со сверстниками 12+ уже очень и очень проблематично, даже если речевые навыки, собственное выражение мыслей находятся на высоком уровне.
А потому, при потребности в общении и желании поговорить, человек/подросток с РАС пойдет к более предсказуемому собеседнику, а именно, ко взрослому:
В первую очередь, взрослый человек все- таки привык подстраивать свою речь под речь ребенка (в большинстве случаев), он может не замечать этого, но это есть. А потому с ним говорить проще, понятнее, скорее всего он дождется и дослушает, постарается понять, а потом переформулирует свою речь, если увидит, что его не понимают, чаще всего. Всего этого заранее не обученный, не замотивированный сверстник делать не будет, он потеряет интерес, как это чаще всего бывает и будет избегать контактов.
Во – вторых, сверстники и сами говорят менее структурировано и менее понятно, а потому становятся нежелательными собеседниками, потому что- навыков понимания речь и гибкости недостаточно, чтобы быстро улавливать контекст беседы и успевать давать подходящие комментарии. Варианты их реплик могут быть совершенно отличными от того, что известно ученику и от того, на что он привык отвечать. (Часто, когда перед педагогом стоит задача, создать НН-ое количество сценариев для формирования/отработки навыков беседы, ему приходиться пребывать в подростковой среде некоторое время, чтобы набрать нужное количество типовых наиболее часто употребимых сценариев того или иного взаимодействия, типов реплик и прочего)
В – третьих, темы беседы могут существенно отличаться от того, что интересно ребенку, а в естественной среде так и бывает, что люди общаются именно по интересам и выходит так, что никто кроме тебя не хочет обсуждать колокольчики или же виды погрузчиков, а тебе в свою очередь, совершенно неинтересно обсуждать отношения одноклассницы с ее другом из параллельного, виды макияжа и последний клип Клавы Коки. А еще, почему учитель географии последние три дня  ходит хмурый.

Формирование подобных навыков у кого- то происходит невероятно медленно и буквально годы уходят на то, чтобы приблизиться к зачаткам социального взаимодействия в среде. С кем -то  с учетом сниженного собственного интереса ко сверстникам и их делам, и в принципе к текущим социально- культурным событиям,  ставятся исключительно функциональные цели:
— передавать важную информацию,
— говорить о проблемах,
— просить помощи при необходимости,
— узнавать новую информацию, нужную для выполнения тех или иных дел и т.д. и т.п.

Чтобы понять, какие цели актуальны в данный момент, на конкретном этапе развития речевых навыков, можно взять консультацию поведенческого аналитика и получить план работы на ближайшее время.
🖊Окна консультаций на июнь можно узнать у нашего администратора.
+7 925 094-52-06.