Третий день читаю про формирование навыков гибкости и управления собой у людей с РАС.
Появилось желание сделать несколько заметок.
Подросткам и молодым людям с аутизмом важно научиться управлять собственным временем, чтобы делать все вовремя, быть успешными при работе в группе сверстников. Перед тем, как учиться управлять временем, важно овладеть собственно концепцией времени и уметь его определять.
Времена года, последовательность событий, часы и минуты, долго и быстро, времена суток и соответствие им событий и конкретных цифр на циферблате или электронном экране.
Если это есть, то можно приступать.
Как определить, что вашему ученику нужны уроки планирования времени?
-он часто опаздывает с выполнением взятых на себя обязательств,
-берет себе в расписание слишком много дел в короткий промежуток времени,
-прерывается во время выполнения задачи и начинает делать что-то другое,
-не может определить сколько времени ему нужно, чтобы сделать задание,
-не успевает закончить задание в срок, выделенный взрослым,
Заниматься формированием навыка управления временем нужно в той ситуации, которая не повлечёт за собой стресса, то есть мы берём задания, скорость выполнения которых нам не важна в данный момент, и нас ничто не ограничивает во времени выполнения.
Процедура обучения:
1. учимся определять продолжительность времени, отмечая начало и окончание задания. Заносим в чек- лист
2. учимся прогнозировать длительность выполнения, сравнивая впоследствии прогноз с тем, что получилось на самом деле
3. учимся составлять расписание с учётом полученных навыков в работе с первыми двумя шагами.
Выберем небольшой интервал времени в течение дня, предполагающий свободную деятельность, подберём задания и будем следить за временем, стараясь уложиться в срок.
На этом этапе будет полезным использовать и визуальный таймер. Удобно будет, если мы сможем также научить ученика использовать его самостоятельно.
Когда уровень мастерства в работе с целями, которые в реальности не имеют чётких временных границ будет достигнут, можно переходить уже в ситуации, где наши навыки будут актуально применяться.