Оппозиционно -вызывающее расстройство (ODD) может быть как самостоятельным расстройством, так и наблюдаться у некоторых людей с РАС. Оно проявляется обычно к младшему школьному возрасту или в подростковом, но бывает, что и много раньше. Ребенок отказывается делать то, что просит взрослый, воспринимает любые просьбы, замечания, комментарии как попытку контроля. Предложенные призы и просто приятные последствия часто воспринимает, как попытки им манипулировать.
Спорит по любому поводу.
Обостряет отношения словно нарочно.
Легко выходит из себя и тяжело успокаивается.
Отказывается признавать вину в случаях ее явного наличия.
Злится как будто без причины.
Очень упрямится и не сдает позиций, даже когда сильно устал.
Постоянно «проверяет границы» дозволенного.
Такое состояние важно отличать от генерализованного избегания, сформированного длительной историей благоприятных для такого поведения последствий. ODD имеет другую природу и при работе с поведением в этом случае взрослому необходимо очень тщательно продумывать свои действия и быть на связи с поведенческим аналитиком.
Но тем не менее существует несколько простых рекомендаций по взаимодействию с человеком с ODD, которые доступны для использования каждому.
Если вы тьютор, терапист, сопровождающий, воспитатель или няня: Пусть у вас будет взаимодействие помимо учебной деятельности, совместное хобби или игра — стройте взаимодействие,
Давайте простые инструкции и говорите коротко,
Определяйте последствия заранее, пусть это будет визуально обозначено как -то, правила, контракт, расписания и пр,
Пусть будет возможность выбирать последствия и обсуждать их,
Никогда не обсуждайте ничего прилюдно,
Уходите (при направленной агрессии или сквернословии (если условия позволяют и сам ребенок и другие в безопасности),
При предоставлении последствий ничего не говорите,
Будьте максимально спокойны.
Что можно сказать при отказе сотрудничать?
Установите зрительный контакт:
Дай мне знать, когда ты решишь, что ты будешь делать сейчас. Время у нас есть. Хорошо, я вижу тебе сложно, есть немного времени, чтобы подумать. Выбери, сколько времени тебе нужно? (максимально столько, сколько можем дать, например 8-10минут) Отлично, хорошо, ты знаешь правила, это твой выбор, и ты знаешь к чему это приведет. Я знаю, что ты можешь сделать правильный выбор.
Как не надо делать:
Эмоционально отвечать,
Говорить, как он вас обидел, как сделал вам больно
Отвечать в ответ грубостьюСсориться на виду у кого — то
Пытаться переубеждать, приводить доводы в свою пользу
Говорить, почему нужно выполнить то, что вы просите, почему это важно, нужно полезно.
Часто самым сложным моментом для родителя является необходимость оставаться спокойным в такой ситуации. Потому при начале терапии нужно тщательно продумать, какой ресурс позволит вам это сделать. Но даже у мамы или папы не всегда получается удержаться не стоит отчаиваться, всегда есть возможность начать сначала.